Приставлять одно доброе дело к другому так,
чтобы между ними не было промежутка -
вот что я называю счастливой жизнью.
М. Аврелий
В настоящее время перед нашим обществом остро стоят проблемы воспитания и социализации подрастающего поколения.
Главной целью воспитательного процесса нашей школы является создание благоприятных условий для становления здоровой, духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся личности, занимающей активную гражданскую позицию, способной к успешной социализации и самореализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Достижению этой цели способствуют различные формы воспитательной работы, используемые в педагогической деятельности, в том числе и волонтёрство.
Под волонтёрством мы понимаем «широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Этот вид деятельности обладает не только обширным воспитательным потенциалом, развивая в учащихся такие социально важные качества, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, отзывчивость, но и служит социализации личности. Социализация – процесс интеграции человека в человеческое общество.
С 2003 года в школе действует детская организация «Истоки». Основным направлением деятельности организации является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Волонтёрское движение является одним из его блоков, основным требованием которого является добровольчество.
В своей деятельности мы активно проводим различные мероприятия, акции, реализуем социальные проекты.
Объектами нашей заботы являются ветераны, вдовы, пожилые люди, которым нужна помощь и забота. Ребята оказывают подшефным посильную помощь, дарят поделки, выполненные своими руками, просто беседуют. Ведь внимание особенно важно престарелым людям. Дети убеждаются, что делать добро не сложно, главными условиями здесь являются искренность и энтузиазм.
Также проводим работу в экологическом направлении, и по пропаганде здорового образа жизни.
К волонтёрству мы готовим учащихся, начиная с 1 классов. В 1-4 классах ребята изучают курс «Я – гражданин России!» (программа внеурочной деятельности). Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Она предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Во всех акциях, устраиваемых волонтёрским отрядом, участие могут принимать все учащиеся школы в зависимости от своего возраста, желания, способностей, наличия свободного времени.
У волонтерского отряда есть своя символика (эмблема, галстук и девиз), что способствует формированию организационной культуры, сплочению отряда, росту его авторитета, повышения внимания общественности и т.д.
Так, число школьных традиций с каждым годом возрастает, а план воспитательной работы становится всё более насыщенным. О своей деятельности ребята рассказывают всем учащимся через информационные стенды, школьный сайт, демонстрацию видеороликов, таким образом, привлекая к благотворительности подростков.
Самореализация личности в процессе волонтёрской деятельности способствует разрешению многих актуальных проблем социализации подрастающего поколения. Происходит рост личностного потенциала, развиваются организаторские и творческие способности учащихся, для них обеспечивается возможность свободного общения и интересных дел со сверстниками. Педагогическое сопровождение, использование методов стимулирования интереса, поощрения, положительного примера, создания ситуации успеха делают процесс социализации учащихся ещё более эффективным.
Мотивация деятельности волонтёрского отряда:
- «Мне нравится выступать»,
- «Я хочу, чтобы всем было хорошо!»,
- «Это приносит радость мне и другим»,
- «Это очень интересно»,
- «Душа радуется, когда ты видишь, что другим хорошо!»,
- «Если нам повезло в жизни не надо забывать о тех, кому повезло меньше…».
|